В нашей стране изобразительное творчество детей вызывает живой интерес у людей самых разных профессий и возрастов. Создаются выставки, где некоторые детские работы представляются как большая художественная ценность. Рисункам посвящаются книги, статьи, научные исследования, кинофильмы, телепередачи...
Поучиться у ребенка можно силе и простоте композиции... Оправдана каждая форма, обобщенная до предельной скупости. Но самое замечательное, что формально заслуживает всяческого изучения, - это обычная для детского рисунка безукоризненная ритмичность, выводящая образ из строя „натуральных" впечатлений.
«Искусство детей» настолько реалистично, открыто и искренне непосредственно, оно обладает свойствами, о которых могут только мечтать многие представители «взрослого искусства».
Придерживаясь такой позиции, нетрудно прийти к заключению, что детей незачем учить — ведь это приводит к нарушению их непосредственности, губит их лучшие качества, давая взамен груз знаний, мешающих выражать себя естественно, спонтанно, «как птица поет». Именно так и считают до сих пор некоторые педагоги и особенно художники.
Вот уже 13 лет в здании Сусатской школы работает класс художественного отделения СДШИ под руководством преподавателя Эли Эдуардовны Бадалян. Многие воспитанники Эли Эдуардовны достигли значительных высот в своем творчестве. Они победители межрайонных, областных и всероссийских конкурсов и олимпиад. Лучшие их работы украшают фойе здания администрации района, здание музыкального отделения СДШИ.
Эля Эдуарловна считает, что главное — не столько давать детям основы изобразительной грамоты, сколько научить их «любованию». Дети должны приобщаться к красоте с помощью бесед, просмотра слайдов, рисования по воображению, а знаниями это все должно закрепляться. У детей в первую очередь должны быть развиты эстетические чувства, а умение рисовать делает возможным по-настоящему приобщиться к красоте, быть способным «любоваться» в процессе практической художественной деятельности.
Живая природа родного хутора по-настоящему учит, воспитывает вкус, эстетические чувства, образное мышление, вдохновляет Сусатских ребятишек на создание своих «произведений искусства», которые в свою очередь учат, воспитывают, приносят радость.
Если дети рисуют предметы осознанно, понимая их происхождение и назначение, чувствуя их связь с природой, с жизнью, тогда и результаты их работы несравненно лучше. Человек в том случае художник, если он любит природу, людей, все живое, видит красоту и гармонию в окружающем. Прав А. М. Михайлов, говоря, что воспитание художника начинается с наблюдений листьев клена, крыльев крапивницы, лепестков ромашки.
Итак, профессия художника имеет множество сфер приложения. И в самом начале пути, ведущему к этим профессиям, стоит педагог. Вот почему так важно, чтобы был он человеком образованным, мастером своего дела, хорошим живописцем, графиком, скульптором, прикладником. И прежде всего — любил детей.
С.А. Полумиева